В преддверии летнего сезона и подготовки к поездке на Ладога Трофи озадачился повышением эффективности системы охлаждения.
Доведённый до ума радиатор лежал в гараже и его замену решил совместить с заменой помпы. Да-да, штатная помпа пошла под замену не потому что вышла из строя, а потому что сделана "ногами".
Первоисточником поселившим сомнения в мою голову была старая статья ЗР о тестах водяных насосов для двигателей змз, так вот согласно их тестам, все помпы не соответствует эталону от ЗМЗ, к сожалению оригинал от ЗМЗ они не тестировали. Второй причиной по которой мне хотелось сменить помпу — это её лопасти, на все новые помпы для двс змз 409 ставят водяные насосы с штампованными лопастями в замен чугунной крыльчатки применяемой ранее.
каталожные номера водяного насоса
чертёж водяного насоса.
Я не спец по конструктиву водяных насосов, но что то мне подсказывает, что эффективность "лопаты" по сравнению с "S" образными лопастями ниже, например те же лопасти вентилятора стараются делать изогнутыми, так они меньше шумят и прогоняют больший объём воздуха. На заводе видимо решили в целях удешевления отказаться от литой болванки и перейти на штамповку — так оно конечно проще, так же современные помпы ЗМЗ перестали быть ремонтно пригодными, разобрать узел на составляющие без его повреждения не представляется возможным. Так же стоит помнить о том, что на вращение вала помпы мотор затрачивает свою энергию, пусть это не десятки киловатт, но энергия на прогонку ОЖ уходит и согласно тестам ЗР, разброс от эталона от 5 до 40% в большую степень.
Стоит уточнить что на патриоты евро0-2 и евро 3-4, а так же патриоты с кондеем и без ставятся различные версии водяных насосов. основное отличие это:
— диаметр подводящего патрубка под термостатницу для евро0-2 = 38мм, в то время как для евро 3-4 = 25мм
заужение было сделано с целью ускорить время прогрева ДВС и стабилизировать его Т диапазон.
— для версий с кондиционером и в версиях, когда насос усилителя руля закреплён на корпусе помпы, присутствует дополнительный прилив с резьбой м8.
Так же стоит отличать помпу для ГАЗелей, такие помпы имеют ступицу с резьбовым соединением для вентилятора.
Помпа для ГАЗели.
прилив для крепления кронштейна насоса ГУРа.
К сожалению, насосы с чугунной крыльчаткой выпускают всего пару фирм, остальные так же перешли на штамповку, или не поддерживают возможность установки кронштейна насоса ГУРа. Обзор вариантов сузился до двух возможных вариантов (у меня стоит кондей, у кого его нет — есть и другие варианты насосов) это фирма Баутлер и фирма Вебер. Согласно каталогу фирмы Баутлер мне подойдёт помпа BTL-4062WP, согласно каталогу фирмы Вебер — WP 4062 — странное совпадение артикулов, видимо расшифровывается как ватер памп , так же есть мнение что у помпы вебер 7 лопастей, а не 6 как у баутлера.
Но это помпы для двигателей евро 0-2, где и термостатница и помпа имеют диаметр патрубка 38мм.
А у меня термостатница евро3 — 25мм.
Выход из этой ситуации оказался прост — купил силиконовый переходник 35-25мм.
патрубок переходник 35-25мм.
переходник 35-25мм встал идеально.
Процесс монтажа описывать не стану, всё просто и легко, согласно инструкции по замене водяного насоса.
сравнение помпы змз и баутлер.
сравнение помпы змз и баутлер.
сравнение помпы змз и баутлер
выход на радиатор у помпы баутлер
выход на радиатор у помпы змз
равномерная дорожка для протока ОЖ у помпы баутлер
ступенька в протоке у помпы змз
на помпе ЗМЗ хорошо читаются латинские буквы — сделано в России — не иначе. А ещё можно расшифровать как I Hate Your Guts
================================================================
уже после того как все компоненты были закуплены я узнал что фирма Баутлер наладила выпуск водяных насосов с патрубками диаметром = 25мм, что соответствует стандарту евро 3-4 и что самое главное эти насосы комплектуют чугунной крыльчаткой, артикул насоса BTL-4066WP, городить огород с переходниками больше нет надобности.
Ссылка на материал https://www.drive2.ru/l/6284466/