Начнем немного издалека. Большинству уазоводов с ЭБУ Bosch 17.9.7 известна проблема раскачки температуры ДВС. Особенно заметна она при использовании электро вентиляторов вместо вискомуфты. Она колеблется в пределах 5-6 градусов. Все пытаются бороться с этим разными способами: ШИМ-регуляторы для вентиляторов, раннее включение и тп. Так же большинство занимается заменой термостатов.
Мы с SeregaSmiles решили подойти с другой стороны: проверить сам датчик температуры. Посмотреть его инертность, погрешности измерения на разных температурах. Для этого погрузились в документацию по NTC-датчикам Bosch температур жидкостей. И найденная информация вызвала бурю эмоций.
Смотрим внимательней на картинку выше. Номер родного датчика для Патриота — BOSCH 0 280 130 093. А теперь интересное — у него постоянная времени 44 секунды! (Это ж почти минута). Погрешность при 100 градусах составляет +- 3.4 градуса (вот вам и 91 и 95 градусов температуры по приборке и бортовику в зависимости от погоды на Марсе). Иными словами — датчик реально может показывать только факт прогрева до рабочей температуры, но никак не точное состояние ОЖ в системе охлаждения.
Чуть правее идут датчики с постоянной времени 14 секунд. И погрешностью 0.8 Градуса! (Проценты крутости данных датчиков по сравнению с родным даже считать нет смысла — все и так прекрасно видно).
Беглый осмотр каталогов на предмет применимости быстрых и точных датчиков выявляет лидера — им будет 0 281 002 209. Кроме ценны — он дешевле своих братьев: около 1000р вместо 1500 и 2000 соответсвенно — он доступен в открытой продаже в запчастях грузовиков.
Применимость:
КамАЗ: 740.60-360 (Евро 3), 740.61-320 (Евро 3), 740.62-280 (Евро 3), 740.63-400 (Евро 3), КамАЗ-6520 (Euro-2, 3), КамАЗ-6522 (Euro-2, 3)
ЯМЗ: ЯМЗ-650.10 (Евро 3)
ММЗ: Д-245.7E3, Д-245.S3A, Д-245.30Е3 (для МАЗ), Д-260.5Е3, Д-260.12Е3
УралАЗ: УРАЛ-6370-1151, УРАЛ-6370-1121, УРАЛ-63704
Артикул: 0 281 002 209, артикул доп.: 0281002209
Таким образом Bosch 0281002209 — единогласный лидер по всем потребительским качествам. Крайне рекомендуется к установке взамен штатного для получения более адекватных сведений о состоянии температуры ДВС как водителем, так и ЭБУ, что в свою очередь должно положительно сказаться на расходе топлива и "приемистости" авто.
З.ы.: Тарировки очень близки и врать он будет заведомо меньше погрешности штатного)
З.З.ы.: после недельных тестов результаты следующие — Электро вентиляторы работают на 50-70% меньше по времени из-за большей скорости реакции датчика, что крайне положительно сказывается на нагрузке на бортсеть авто)
Обновление поста — номера колодок и пинов. Судя по каталогу — разъемы разные. Но внешней фишки самих датчиков 1в1)
Ссылка на материал https://www.drive2.ru/l/451047158578152437/